Пояконда-Чупа на тайменях, 4-13 августа

В этом году я уже выбирался на линию Пояконда-Чупа в июне,
правда тогда мне матроса на носу байдарки заменял увесистый бульник, иначе бедняга таймень под моим весом просаживался кормой аж до брезента. Помню, в каких-то мультиках из моего детсва был образ рыбака сидящего на корме лодки, нос которой при этом под 45 градусов уходил ввысь… М-да, вобщем, одному было как-то грусновато, я проплыл маршрут за 4 дня и отбыл домой. А в августе подвернулась возможность пойти снова вместе со старым знакомым. Сначала мы думали про Хибины, но я довольно быстро понял, что сначала надо похудеть, а времени нету, и мы сговорились на маршрут Пояконда-Чупа. Потом мой знакомый соблазнил походом одну никогда не ходившую в походы коллегу, а я в ответ одного первокурсника, рвавшегося на природу без всякого опыта жизни в палатке. Забегая вперед скажу, что сходили мы хорошо, хотя и слишком накоротко. Состав нашей команды:
Флагманский таймень – адмирал Дима и матрос-кок Галя
Таймень №2 – штурман Костя (ваш покорный слуга) и юнга Иван

4 августа, день первый. Высадились в Чупе, пересели на электричку до Кандалакши и через час оказались в Пояконде. Единственный раз за поход использовали GPS навигатор, чтобы определить, далеко ли еще электричка от причала, который я занес в прибор в июне. На протяжении почти всего маршрута я ориентировался по памяти, так как бывал в этих краях сначала со школьной практикой (1994-95-96) а потом как турист. От станции доковыляли с километр до причала и принялись собираться, вышли к полудню. Погода была ветренная и нас немного утомило волной. Мы с Юнгой, оба мужчины не маленькие, притопили наш таймень так, что его постоянно заливало и спасал только фартук. Флагманское судно, гребцы которого были некрупными людьми, летело по волнам. Пройдя ББС, мы приткнулись на стоянку на первом подходящем мысочке и оттуда пошли на прогулку. Вокруг биостанции проложены настоящие рекреационные маршруты,

по одному из которых мы сходили в бухту биофильтров. Вернулись к закату, и я сделал несколько кадров во время
…и после.

5 августа. Тихая погода с высокой облачностью, идеальные условия для перехода. Прошли по прямой мыс Киндо - мыс Савватиевский – мыс Панфилов и с последнего ушли на известный своей красотой и множеством хороших стянок о. Кастьян, где мы и пообедали. По острову слонялись группы туристов и местных жителей. Насладившись видом, мы отправились дальше.
Остров Кастьян

Погода стишала совсем и мы не пошли прямо на волок между губами Кузокоцкая и Красная, а сделали крюк, пройдя вдоль островов в виду открытого моря. Установился полный штиль, вода как зеркало, не видно границы между небом и водой и острова, кажется, просто парят в пространстве.
Тихо, слышно как в отдалении кричат чайки и как капает вода с весел. Изумительно красиво, и чувствуется на сердце какой-то подъем, что-то удивительно хорошее. За эти ощущения и эту красоту я люблю Белое море, нигде более я не сталкивался с такой красотой, которая берет за душу. Нам хотелось плыть вперед, на горизонт, плыть без конца… Но мы, конечно, после прохода мимо о.Кокоиха повернули в глубь губы и пошли на волок. На волоке, а точнее рядом с ним, стоит изба в которой летом живут какие-то биологи. Должно быть, добрые интеллигентные люди, думалось мне. Хотя я помнил встречу с обитателями избы в 2002 – они не были рады туристом. Но да, были сдержаны и вежливы. С тех пор много воды утекло и, насколько я понял, некие туристы спалили баньку обитателей избы на соседнем озере. Поэтому я не удивился, когда при виде нас люди, грузившиеся в моторку, впились в нас взглядами, а один из них заорал наверх к избе: «Петрович, опять туристы, тащи ружье!» Я сдержано заметил, что это нас не пугает, в ответ добрый человек сообщил, что байдарочники уже запарили.
Волок представляет из себя прекрасно набитую тропу менее километра в длину, которая выходит к симпатичному месту на берегу с несколькими стоянками. Самая симпатичная из них спрятана направо через кусты от основной площадки. На этой, последней, мы и остановились.

6-7 августа. Вышли в путь с прицелом на осров Сидоров. Прошли Красную губу, без затруднений прошли через обширную мель между коренным берегом и Кандалакшским заповедником на о.Кемлудский. На обед встали на продолговатом островке в центре губы Кив, на траверсе горы Шавруха. Я бывал на нем в 1995 году при неприятных обстоятельствах – погода ухудьшалась и из под нашего моторного катамарана выбило, кажется, передний левый баллон. Встали носом к волне и мучительно долго плелись до этого островка, где с ощущением огромного счастья ступили на берег. Тогда, гуляя по острову, я увидел тюлений, гревшихся на солнце на каменной отмели на восточной оконечности острова. В этот раз тюлени тоже были там. Жаль, что мы вспугнули их и не удалось сделать снимка.
Лес на острове.

Далее мы пошли на о.Сидоров мимо островов Илейки. Погода снова стихла и идти по морю, любуясь островами, было одно удовольствие.
Экипаж флагманской байдарки фотографирует чайку

Остров Сидоров оказался перенаселен, и ладно бы просто туристами. Когда мы подплыли к заветной бухте с пляжем, по берегу маршировала дружина, положим, темных эльфов (все в черном), которая как раз разворачивалась в боевой порядок для атаки лагеря, жители которого были одеты пестро. Зрелище произвело на нас должное впечатление, и мы пошли дальше. Все более-менее симпатичные стоянки были заняты, но нам повезло найти замечательную стоянку на безымянном круглом островке у юго-восточной оконечности Сидорова. Там мы остались на дневку.
Наша команда (слева на право – штурман, кэп, кок, юнга)

Вид на открытое море

Сосна 15 см

Наветренная сторона острова

Сумерки

8 августа. Решили идти на мыс Шарапов, что к юго-востоку за Пежостровом. Первую часть пути прошли легко по тихой воде, но в Глубокой Салме напротив Пежострова налетел ветер и нагнал волны, от которой мы еле успели спрятаться в длинный и узкий залив. Красивое место, этакий макет фьорда, уменьшенный во много раз. В слепой конец впадает речка, но так глубоко мы не стали забираться и остановились в устье небольшого ручья. Там пообедали, прогулялись до озера, из которого вытекал ручей, подождали погоды и уже часов только в 6 вышли дальше. До Шарапова оказалось далековато и мы решили втать на о.Сосновец.
Мыс на пути к о.Сосновец

Там нас застал шторм, который мы пережидали пару дней.
9-10 августа – ждем у моря погоды.
Кэп в лагере

Конура собаки-пропойцы у рыбизбы

Наша бухта с лагерем

Штормовая погода в Глубокой Салме

Непогода заканчивается. Радуга.

Вечером 10 августа рванули с Сосновца, а то у новичков возникла фобия того, что мы заперты на проклятом острове навсегда. Дошли до Луды Песочной, островка между Пежостровом и Кишкиным в проливе Прямая Салма.

11 августа. Короткий переход на остров Сидоров. Дружина Темных сидела на берегу в ожидании катера и мы встали лагерем в той самой бухте, где недавно кипела битва. Вскоре Темные отплыли.

Завтрак на Луде Песочной

Вид на о.Медянка с Луды Песочной

Оттуда же – на о.Кишкин.

Пляж на о.Сидоров, место недавнего боя  :)
Пока кэп сторожил лагерь, мы пробежались по острову. С самой высокой точки (по карте это самая северная возвышенность на острове), где раньше был триангуляр, открывается вид на море и острова, от которого у меня всегда захватывало дух. Жаль, деревья на переднем плане мешают снимать эту красоту, а триангуляр уже несколько лет как обрушился.

Вид на острова

Вид на открытое море

На восточной оконечности острова бухта с лучшим пляжем в этих краях. Так и хочется искупаться. Волной на берег выбрасывает морскую капусту.

Привел в лагерь Галю с Иваном и ушел на второй круг с кэпом.
Закат, северная оконечность острова.

12 августа. Всего 10 дней на поход… Так мало, так чертовски мало! Уходим в губу Чупа, курс на станцию. Острова и открытое море остаются позади, проходим остров Кереть, потом Олений и ставим лагерь там, где на карте обозначена давно сгоревшая рыбизба. Рядом ручей.

Галя нашла подосиновики

Вечереет

13 августа. Последний день. Идем до Пулонги, куда у нас заказана машина. По дороге я вылезаю на старой паромной переправе и осматриваю то место, где в 1994 году я месяц жил на школьной практике. Приходим в Пулонгу. Короткая ходка подкосила новичков, видимо, сказалась накопившаяся за поход усталость :)

Кэп пакуют свой таймень.

Мы с Димой с неохотой, а Галя с Иваном радостно возвращаются в Москву.